Ллойд де Моз. Психоистория. Ллойд Демоз. Психоистория Рубен Файя, моим коллегам психоисторикам и моей жене Сюзан Хеин предисловие Ллойд де моз стили воспитания

14.04.2024 Дренаж

Ллойд Демоз издал книгу: Foundations of psychohistory, где привёл свою оценку изменения отношения к детям, начиная с IV века до нашей эры до современности:

«Пытаясь выделить периоды с разными стилями воспитания детей, следует признать, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители как будто «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно важными в новое время, когда высшие классы перестали отсылать своих детей кормилицам и начали воспитывать их сами. Поэтому, составляя схему периодизации, которая приводится ниже, я ориентировался на наиболее развитых в психогенном отношении родителей в наиболее развитых странах, а датировку привожу по самым ранним упоминаниям в источниках того или иного стиля отношений с детьми. Шесть последовательных этапов показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того, как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Кроме того, мне кажется, что схема дает еще и классификацию современных стилей воспитания детей.

1. Стиль детоубийства (античность до IV века н. э.) Над античным детством витает образ Медеи, поскольку миф в данном случае только отражает действительность. Когда родители боялись, что ребёнка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции, а возвратные реакции находили выражение в гомосексуальных половых актах с детьми.

2. Оставляющий стиль - abandoning (IV-ХIII века н. э.). Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь или в заведение для маленьких детей, в дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Символом этого стиля может быть Гризельда, которая охотно отказалась от своих детей, чтобы доказать любовь к мужу. Или, может быть, одна из популярных до тринадцатого века картин с изображением суровой Марии, которая крепко, почти до удушья сжимает в руках младенца Иисуса . Проекции по-прежнему очень сильны: ребёнок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают, что видно из уменьшения числа гомосексуальных связей с детьми.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII века). Ребёнку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему был вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачей родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Начало этапа можно приблизительно датировать четырнадцатым веком, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярным «образ заботливой матери».

4. Навязывающий стиль (XVIII век). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребёнок уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций, и родители не столько старались исследовать его изнутри с помощью клизмы, сколько сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю. Когда ребёнок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам: его рано приучали ходить в туалет; не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически; наказывали за мастурбацию; повиноваться заставляли часто с помощью слов. Угрозы пускались в ход гораздо реже, так что стала вполне возможной истинная эмпатия. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века.

5. Социализирующий стиль (XIX век - середина XX). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке её, направлении на правильный путь. Ребёнка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма. Особенно это относится к модели социологического функционализма. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6. Помогающий стиль (с середины XX века). Этот стиль основан на допущении, что ребёнок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребёнка участвую оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребёнком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребёнку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребёнка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относится к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях. Из книг, в которых описываются дети, воспитанные в помогающем стиле, видно, что в итоге вырастают добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, с сильной волей, которые никогда не делают «как все» и не склоняются перед авторитетом».

Ллойд Демоз, Психоистория, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., с. 83-86.

В своих работах по истории детства деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие:

Библиография

  • DeMause, Lloyd (1995 pbk). The History of Childhood. Northvale, New Jersey: Jason Aronson. pp. 450. ISBN 1-56821-551-7.
  • DeMause, Lloyd (2002). The Emotional Life of Nations. New York: Karnac. pp. 454. ISBN 1-892746-98-0.
  • Ebel, Henry; DeMause, Lloyd (1977). Jimmy Carter and American fantasy: psychohistorical explorations. New York: Two Continents. ISBN 0-8467-0363-7.
  • DeMause, Lloyd (1982). Foundations of psychohistory. New York: Creative Roots. ISBN 094050801X.
  • DeMause, Lloyd (1975). A bibliography of psychohistory. New York: Garland Pub. ISBN 0-8240-9999-0.
  • Де Моз, Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  • деМос, Ллойд. Психоисторические мотивы войны и геноцида // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 3 / рэдкал. : У. Н. Сідарцоў, С. М. Ходзін (адк. рэдактары) і інш. - Мінск: БДУ, 2007. - С. 168–180.
  • DeMause, Lloyd (1984). Reagan"s America. New York: Creative Roots. ISBN 0-940508-02-8.
  • DeMause, Lloyd (1975). The New psychohistory. New York: Psychohistory Press. ISBN 0-914434-01-2.

"Главной мыслью моих психоисторических работ за последние два десятилетия было то, что реформа воспитания детей всегда предшествует политической реформе.

Россия дает особенно драматичные примеры, доказывающие этот тезис. Политические кошмары царской и сталинской России были точным воспроизведением кошмаров традиционного русского детства. Широко распространенные детоубийство, жестокие побои и другие формы физического насилия над детьми становились моделью психологического насилия со стороны Кремля, КГБ и ГУЛАГа. А черты, которые Натан Лейте называет традиционными для русского характера - страх независимости, перепады настроения, потребность во внешнем контроле являются результатом длительного периода пеленания, эмоциональной заброшенности и холодности со стороны родителей. Как спеленутые дети плачут, когда их освобождают от бандажа, настолько непривычно такое состояние - так же точно и взрослые, которые физически и эмоционально были спеленуты как дети, требуют возврата тоталитарных оков прежней политической системы.

КОШМАРЫ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО ДЕТСТВА

Традиции воспитания детей в России во многих отношениях сближают ее скорее с Индией и другими восточными странами, чем с Западом. Например, в девятнадцатом веке в России еще были широко распространены детоубийство и детские свадьбы. Мало того, что большинство девочек выходило замуж и имело сексуальный опыт до половой зрелости - отцы часто вступали в половые сношения с новобрачными сыновей.

Длительное тугое пеленание (состоящее в перевязывании ребенка в несколько слоев на протяжении всего первого года жизни) в России сошло на нет всего несколько десятилетий назад. В Западной Европе этот обычай прекратил существование уже в восемнадцатом - девятнадцатом веках. Русских детей туго связывали и превращали в пропитанные экскрементами колбаски, чтобы они "не выцарапали себе глаза". А чтобы дети не плакали, им постоянно затыкали рты грязными тряпками, часто так далеко пропихивая их в горло, что ребенок задыхался.

Родители, проявлявшие к своим детям эмпатию, считались грешными. Когда одна расстроенная мать взяла своего больного ребенка от груди няньки и стала баюкать сама, тут же последовало предупреждение родственницы: "Такая чрезмерная любовь - преступление против Бога. и Он обязательно за это накажет". Те родители, которые не били детей и даже довольно хорошо с ними обращались, считались чудаковатыми.

ПОСЛЕДНИЕ ПЕРЕМЕНЫ В ВОСПИТАНИИ СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ

Хотя после революции 1917-го года и были сделаны некоторые попытки изменить традиционные приемы воспитания детей - особенно путем учреждения детских яслей, в которых психологическое насилие со стороны родителей было сведено до минимума, - прогресс был очень медленным вплоть до 1930-х, когда жизнь советских детей стала больше походить на детство в других современных странах.

В образованных семьях детей перестали туго пеленать, порка стала неприемлемой и родительское тепло стало понемногу рассеивать дух рабства, до тех пор пронизывавший все детство. Образование распространилось на всех, даже на девочек - верный признак улучшения детства. В самом деле. в настоящее время большинство советских трудящихся с высшим образованием - женщины. В последние тридцать лет стали популярны "семейные клубы", существовавшие в девятнадцатом веке на Западе. В них обсуждается, как лучше воспитывать детей, сохраняя их свободу и индивидуальность. Недавно даже появились феминистские группы, отстаивающие права детей.

Перемены в воспитании детей сказывались на чертах личности российских лидеров. Мать Ленина, сама испытавшая на себе традиционные приемы "закалки", такие, как регулярное заворачивание в холодное влажное полотенце, воспитывала его в "спартанской манере", включавшей обычные в то время пеленание и участие кормилицы. Сообщается, что он не умел ходить почти до трех лет и считался "буйным, неуправляемым" ребенком, "часто приходившим в ярость". Он вырос эмоционально холодным человеком, безжалостным к врагам, возможно, был импотентом.

В свою очередь, у Сталина был отец-алкоголик, который имел обыкновение устраивать жене и детям страшные избиения, бил их сапогами и пытался убить. Мать тоже била сына. Сталин, в свою очередь, бил собственных детей. Можно было заранее сказать, что, став лидером, он погубит миллионы сограждан.

По контрасту, родители Горбачева (который родился в 1931 г.) относились к нему как к личности, и детство его, по воспоминаниям одного товарища тех лет, было "очень счастливым" Горбачева едва ли можно назвать страстным борцом за демократию, однако чертами характера он очень сильно отличался от предшественников. Обладая спокойным и ровным уже в детстве характером и способностью испытывать романтические чувства к женщинам, в том числе к своей жене, он может представлять ту часть советского народа, которая не нуждается больше в политическом пеленании и насилии и выдержит демократическую реформу.

В самом деле, конец коммунизма был вызван не экономическим упадком (на самом деле в предшествующее ему десятилетие наблюдался экономический прогресс) и не миллиардными затратами Америки на повышение мощности своего вооружения (как утверждал Рональд Рейган), и не в том дело, что коммунизм "одряхлел и отмер", по выражению одного писателя.

Мирные революции, в отличие от насильственных, являются результатом того, что в свое время родители стали больше любить детей. Это не революции ненависти, а революции любви. Эти революции производятся не экономическими классами, а психоклассами, новыми типами исторической личности.

ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЛИ ДЕМОКРАТИЯ?

К несчастью, в Советском Союзе и Восточной Европе прогресс в воспитании детей очень неравномерен. И по сей день тугое пеленание, регулярные побои и вообще плохое обращение с детьми распространены во многих советских республиках и во многих областях Восточной Европы. В Германии сравнительно недавно, в 1964 году. половина детей регулярно избивалась родителями при помощи палки. и там есть много районов, где с детьми обращаются настолько плохо, что это вызывает тревогу, - например, недавние опросы берлинских школьников показали высокую частоту сексуальных домогательств к детям

Такая отсталость в обращении с детьми означает, что успех демократии в Советском Союзе и Восточной Европе еще далеко не гарантирован. Чтобы понять, какие страны могут рассчитывать на успех, надо проанализировать показатели детской смертности в каждой стране, которые могут служить мерой того, насколько население ценит собственных детей.

Из девяти стран, недавно переживших политическую революцию. у пяти отмечается низкое число умерших детей на тысячу, а стало быть, они имеют наибольшие шансы провести демократическую реформу мирным путем: ГДР (9,6), Чехословакия (15,3), Болгария (15,4), Венгрия (17,0) и Польша (18,5). Две страны со средним коэффициентом детской смертности тоже идут к демократической реформе, но там этот процесс в большей степени сопряжен с насилием. Это Румыния (23,4) и СССР (26,0). И, наконец, в двух странах с наиболее высокими коэффициентами детской смертности успех демократии пока невозможен. Это Югославия (28,8) и Албания (44,8). На этих примерах мы видим четкую корреляцию между стилем воспитания детей, выраженным в детской смертности, и недавними политическими реформами.

(Из книги Ллойда де Моза "Психоистория", Л. де Моз - директор Нью-Йоркского института психоистории).

Ллойд деМо́c (варианты написания фамилии - Демос , де Моз , де Мос и др.; англ. Lloyd deMause ; род. 19 сентября (1931-09-19 ) , Детройт) - американский историк и психолог, один из основателей психоистории .

В своих работах по истории детства деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие :

  1. Инфантицидная (до IV века н. э.) - характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении
  2. Бросающая/отстранённая (IV - XIII века) - характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам
  3. Амбивалентная (XIV - XVII века) - характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний
  4. Навязчивая/принудительная (XVIII век) - характеризуется началом понимания потребностей ребёнка
  5. Социализирующая (XIX - первая половина XX века) - характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования
  6. Помогающая (с середины XX века) - характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми

ДеМос также обратил внимание на роль фетального опыта, то есть психологических травм человека в состоянии эмбриона в чреве матери. По мнению деМоса, фетальные травмы возникают, когда эмбрион испытывает дискомфорт от недостатка питания либо от курения или алкоголизма матери. Поскольку эмбрион не имеет возможности ответить на раздражающую реакцию, фетальные травмы остаются в психике человека и в зрелом возрасте, однако из-за того, что они скрыты в самой глубине психики, их проявление носит бессознательный и неявный характер .

Проблему генезиса и распространения исламистского терроризма деМос связывает с особенностями семейных отношений и воспитания во многих мусульманских странах .

Библиография

  • DeMause, Lloyd (1975). A bibliography of psychohistory. New York: Garland Pub. ISBN 0-8240-9999-0 .
  • DeMause, Lloyd (1975). The New psychohistory. New York: Psychohistory Press. ISBN 0-914434-01-2 .
  • Ebel, Henry; DeMause, Lloyd (1977). Jimmy Carter and American fantasy: psychohistorical explorations. New York: Two Continents. ISBN 0-8467-0363-7 .
  • DeMause, Lloyd (1982). Foundations of psychohistory . New York: Creative Roots. ISBN 094050801X .
  • DeMause, Lloyd (1984).

Демос, Ллойд

Ллойд деМос (Де Моз)
Lloyd deMause
Дата рождения:
Страна:

США

Научная сфера:
Место работы:
Альма-матер :
Известен как:

Ллойд деМо́c (варианты написания фамилии - Демос , де Моз , де Мос и др.; англ. Lloyd deMause ; род. 19 сентября (19310919 ) , Детройт) - американский историк и психолог, один из основателей психоистории .

В своих работах по истории детства деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие :

  1. Инфантицидная (до IV века н. э.) - характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении
  2. Бросающая/отстранённая (IV - XIII века) - характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам
  3. Амбивалентная (XIV - XVII века) - характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний
  4. Навязчивая/принудительная (XVIII век) - характеризуется началом понимания потребностей ребёнка
  5. Социализирующая (XIX - первая половина XX века) - характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования
  6. Помогающая (с середины XX века) - характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми

ДеМос также обратил внимание на роль фетального опыта, то есть психологических травм человека в состоянии эмбриона в чреве матери. По мнению деМоса, фетальные травмы возникают, когда эмбрион испытывает дискомфорт от недостатка питания либо от курения или алкоголизма матери. Поскольку эмбрион не имеет возможности ответить на раздражающую реакцию, фетальные травмы остаются в психике человека и в зрелом возрасте, однако из-за того, что они скрыты в самой глубине психики, их проявление носит бессознательный и неявный характер .

Проблему генезиса и распространения исламистского терроризма деМос связывает с особенностями семейных отношений и воспитания во многих мусульманских странах .

Библиография

  • DeMause, Lloyd (1975). A bibliography of psychohistory. New York: Garland Pub. ISBN 0-8240-9999-0 .
  • DeMause, Lloyd (1975). The New psychohistory. New York: Psychohistory Press. ISBN 0-914434-01-2 .
  • Ebel, Henry; DeMause, Lloyd (1977). Jimmy Carter and American fantasy: psychohistorical explorations. New York: Two Continents. ISBN 0-8467-0363-7 .
  • DeMause, Lloyd (1982). Foundations of psychohistory . New York: Creative Roots. ISBN 094050801X .
  • DeMause, Lloyd (1984). Reagan"s America . New York: Creative Roots. ISBN 0-940508-02-8 .
  • DeMause, Lloyd (2002). The Emotional Life of Nations. New York: Karnac. pp. 454. ISBN 1-892746-98-0 .
  • DeMause, Lloyd (1995 pbk). The History of Childhood. Northvale, New Jersey: Jason Aronson. pp. 450. ISBN 1-56821-551-7 .
  • Де Моз, Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  • деМос, Ллойд. Психоисторические мотивы войны и геноцида // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 3 / рэдкал. : У. Н. Сідарцоў, С. М. Ходзін (адк. рэдактары) і інш. - Мінск: БДУ, 2007. - С. 168–180.